Версия для слабовидящих

Устраивает ли вас качество образовательных услуг в детском саду?


Уважаемые родители, считаете ли Вы общение на сайте удобной формой сотрудничества?


Нашли ли Вы на нашем сайте полезную для себя информацию?


Доклад с элементами мастер-класса с детьми «Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

Доклад с элементами мастер-класса с детьми «Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

Доклад с элементами мастер-класса с детьми «Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

Проблема речевого развития детей в настоящем не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития ребенка через природу.

В этой работе можно использовать следующие методы:

•        наглядный (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций),

•        словесный (беседы, чтение художественной литературы),

•        практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение имеют дидактически эколого-речевые игры:

•        «Нужно – не нужно»

•        «Съедобное – несъедобное»

•        «Кто, где живёт?»

•        «Узнай на вкус»

•        «Подбери листок»

•        «Что за птица?»

•        «Узнай по голосу животного»

•        «Угадай, про кого расскажу»

•        «Что сначала, что потом»

•        «Что опасно для природы»

•        «Угадай, что в мешочке»

•        «Когда это бывает?»

•        «Чей хвост?»

•        «С какой ветки детки?»

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляются представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

Для правильной дикции и четкого произношения, необходимо разучивать с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко применять пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений используют различные виды театров так как считается, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

В беседах о природе используют в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед в раннем возрасте по новому материалу предлагают детям повторять речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что морз». Предлагают им фразу, где есть связь явлений, и ее нужно повторить. Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматривают предметные, а затем сюжетные картины. Используют несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.

Работая над речевым развитием используют следующие приемы :

  1. наблюдение из окна;
  2. рассматривание иллюстраций, произведений искусства;
  3. дидактические игры – показать игры;
  4. организуем подвижные игры, игры рядом «Оденем куклу по сезону»;
  5. использование художественного слова в режиме дня;
  6. чтение художественной литературы (утром и вечером);
  7. проигрываем ситуации – «Птичка прилетела ..»,

«Собачка прибежала »;

  1. традицией стало -слушание классической музыки, звуков природы, пение;
  2. Игры – эксперименты.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений решают конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой необходимо определить вид наблюдения, его объект, продумывают организацию.

Готовясь к проведению наблюдения, прогулки, наметить слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определить приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается и затем повторяется с детьми, причем акцентируют внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяют новое слово и ставиться вопрос, так чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляют в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях.

Наблюдая за состоянием погоды уместно вводить в активный словарь детей наречия и ежедневно активизировать их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).

Эффективным средством в работе по обогащению словаря в старших группах является использование народных примет, связанных с предсказанием погоды. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, понимать некоторые природные закономерности.

Дым столбом – к морозу.

Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Высокая, крутая радуга – к хорошей погоде, пологая и низкая – к ненастью.

В ходе наблюдений за объектами и явлениями природы можно упражнять детей в словообразовании разных частей речи.

– образование одного нового слова из двух слов (разноцветные листья, листопад, снегопад…);

– образование прилагательного от существительного (лист с берёзы – берёзовый, лист с осины – осиновый…);

– образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени (у вороны хвост длинный, а у сороки длиннее);

– образование слова из другого однокоренного с помощью суффиксов и приставок (солнце –  солнышко, туча – тучка, цветок – цветочек, листок – листочек);

– образование глаголов приставочным способом. Наблюдая за птицами, дети учатся различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками (летел, улетел, прилетел, подлетел, залетел). При этом нужно обязательно обращать внимание детей на приставки, которые придают разные значения действиям.

Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме простых предложений. Поэтому необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На  дороге лужи.  Шёл дождь. Сегодня будет солнечно. Покормим  птицы.   Насыплем хлебные крошки в кормушку).

Разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше используют эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.

       В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от педагога огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.


смотреть презентацию по ссылке:https://cloud.mail.ru/public/BPSg/rSzJWSFtB

Комментарии

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги